znay_obo_vcem (znay_obo_vcem) wrote,
znay_obo_vcem
znay_obo_vcem

Categories:

Бабочка - образ бессмертной души

      Яркокрылые, легкие, беззаботные — бабочки с древних времен завораживали человека. А разнообразные, почти мистические качества этого удивительного создания природы нашли отражение во множестве верований и мифов.
      Практически во всех мировых культурах можно найти образы бабочки-души. Легкость, невесомость, способность парить, беззащитность, хрупкость — эти свойства бабочки напрямую связывались со свойствами человеческой души, освобожденной от телесной оболочки.


Бабочка - образ бессмертной души



     Подобные представления были характерны как для примитивных африканских традиций, так и для высокоразвитых античных культур, они нашли отражение в народных верованиях древних славян и индейцев Мезоамерики, литературных памятниках средневековых Китая и Японии и в живописи раннего христианского периода. Словом, бабочка-душа — универсальный архетипический символ, встречающийся везде, где водятся эти загадочные существа.
     Древние славяне верили, что душа, покидая тело, обращается в бабочку. Поэтому в течение сорока дней после смерти родственника люди старались даже ненароком не причинять вред бабочкам. В польском языке, например, до сих пор сохранилась пословица, в переводе означающая примерно следующее: «Не тронь мотылька, он и зла тебе не делает, и дедом твоим оказаться может». В некоторых районах России бабочек и сейчас называют «душками»: «Смотри, вон чья-то душка полетела!».
      Представления о бабочке как воплощении человеческой души наиболее ярко выражены в древнегреческом мифе о Психее. Ее изображают молодой женщиной с крыльями бабочки. По сюжету, Зевс освобождает Психею от смерти, восхищенный силой ее любви к Амуру. Так Психея становится символом бессмертия, воскресения, возрождения к новой жизни. Само имя героини — Психея — в переводе с греческого означает «душа». А наиболее популярным символическим отображением этого сюжета в искусстве были фрески, рисующие бабочку, которая вылетает к свету из погребального костра.

Бабочка - образ бессмертной души

КРЫЛАТЫЕ ДЕМОНЫ

     Совсем иначе наши предки относились к ночным бабочкам и мотылькам. Это не души умерших, это — темные колдуньи, предвестницы скорой смерти. Их не трогали из страха перед нижним, темным миром. Особенный трепет вызывала бабочка «мертвая голова», которая одним внешним видом убедительно доказывает свое потустороннее происхождение. С «темной» ипостасью бабочки связаны диалектные названия этого насекомого, распространенные на территориях проживания западных славян: diabel, čertica, ježibaba, mora, mara. У некоторых славянских народов в сказках и мифах встречается «вештица» — низший демон женского пола, умеющий отделять свою душу от тела во сне. Душа вештицы в образе бабочки творит по ночам разные безобразия: крадет у людей огонь, молоко, сосет кровь и даже может задушить. Чтобы наказать ведьму, ночью зажигали огонь и ждали, пока на него слетятся белые мотыльки. Если один из мотыльков обожжется, погибнет в открытом пламени, значит, и ведьма пострадала.

Бабочка - образ бессмертной души

КОКОН МИРА

        Важнейшей особенностью бабочки, которая определяет большую часть сакральных представлений о ней, является способность к трансформации. У древних славян метаморфозы бабочки ассоциировались с трансформацией человеческой души от рождения до смерти и далее, и шире — с общим принципом развития вселенной.
       Жизненный цикл бабочки начинается с яйца. Яйцо — универсальный символ творения, начало начал. Из яйца выходит на белый свет личинка. Символически этот процесс можно соотнести с зарождением человеческого сознания, души — пока еще юной, спящей, неразвитой. Личинка развивается в гусеницу — воплощение всего мирского, бренного, низменного. Гусеница ведет довольно примитивный образ жизни: занимается бесконечным поиском пищи, ест, спит, растет. Но вскоре наступает важнейший для будущей бабочки этап — окукливание. Гусеница уходит от физического мира и его суеты. Внутри кокона нет света и звука, нет дыхания и нет помыслов. Есть только тьма и кажущееся бесконечным ожидание. Этот этап символически связан со смертью телесной оболочки души, переживаниями конца существования, конца мира и ожиданием перехода в новую ипостась.
       И вот, наконец, происходит главное: стенки кокона прорываются — и на свет выходит преображенное существо, в котором нет ничего от прежнего, мирского, телесного. Прекрасная, почти бесплотная бабочка — это освобожденная, чистая, сияющая в своей первозданной красоте воскресшая душа.
       Чувствуется что-то знакомое, не правда ли? Христианская парадигма бессмертия души легко обнаруживается в живой природе! Не удивительно, что образ бабочки, с жизни которой списана одна из центральных концепций величайшей религии мира, ярко отображен в материальной христианской культуре, особенно раннего периода. Бабочку можно увидеть и на иконах, изображающих Богоматерь с младенцем (обычно в руках маленького Христа), на христианских надгробиях романского периода вместе с черепами и другими символами смерти.

Бабочка - образ бессмертной души

МЕЧТА, ЛЮБОВЬ И СОЛНЦЕ

       На Древнем Востоке бабочек считали символом телесной любви. В Китае бабочка выступала своеобразным Купидоном — божеством, ответственным за супружеское счастье. В японском искусстве в образе бабочек иносказательно изображали гейш, молодых жриц любви. Известный даосский мыслитель Чжуан Цзы рассказывает притчу о том, как молодой человек, погнавшийся за исключительно красивым мотыльком, случайно оказался во владениях бывшего императорского чиновника. Там он встретил красавицу, которая оказалась дочерью богатого чиновника, и полюбил ее с первого взгляда. Он понимал, что не может жениться на ней в силу скромного происхождения и маленького дохода. И тогда влюбленный молодой человек принял решение изменить свою жизнь, упорно трудиться и заработать право свататься к этой девушке. И ему это удалось: он достиг высокого чина, беспрестанно думая о возлюбленной, пошел к ее отцу и попросил ее руки. Чиновник ответил согласием. Так, пишет Чжуан Цзы, мимолетное увлечение (в данном случае — красотой полета бабочки) приводит к глубоким переменам в жизни. Бабочка, в начале притчи символизирующая легкомыслие героя, трансформируется в символ судьбы, счастливой предопределенности.
        Своеобразное прочтение образа бабочки можно обнаружить в древних культурах Мезоамерики. Например, ацтеки почитали это существо, считая его посланником Солнца и символом животворного огня (вероятно, трепет крыльев бабочки напоминало им колышущиеся движение пламени). Изображение бабочки с обрубленными крыльями ученые относят к образу богини Итцпапалотл, собирающей на небесных звездах души женщин, умерших в родах.
         В древних кельтских мифах также не обошлось без бабочек. Показателен в этом смысле ирландский сюжет о сватовстве к Этайн. Этайн, имеющая божественную природу, выходит замуж за бога Мидира. Но первая жена Мидира не может пережить появление соперницы. Она применяет черную магию и превращает Этайн в лужу воды. Мидир безутешен. Вскоре в этой луже зарождается отвратительный червь, которого Мидир хочет убить. Но вдруг червь превращается в прекрасную пурпурную бабочку, которая была «красивейшей в мире, с голосом и жужжанием слаще, чем песни волынок, рогов и арф, с глазами, сияющими, как драгоценные камни во тьме. Ее аромат утолял голод и жажду у того, вокруг кого она порхала, а капли росы с ее крыльев могли исцелить всякое страдание, болезнь или чуму у любого человека». В этой истории, как и в мифах самых разных народов, вновь прослеживается мотив чудесного воскрешения и преображения, наступающего после страданий и физической смерти. И вряд ли это простое совпадение.

Марина ШУМАКОВА
Оракул №7 (июль)/2014

Источник

Бабочка - образ бессмертной души

Бабочка - образ бессмертной души


Бабочка - образ бессмертной души

Доброго утра!
Волшебного дня!
Светлого, порхающего настроения!


Tags: бабочка, бессмертие, доброе утро, душа, природа, страны и народы
Subscribe
promo znay_obo_vcem august 2, 2013 16:05 631
Buy for 40 tokens
Френдмарафон! Заходите! Общайтесь! Дружите! Желаю всем радости общения! Удачи! Мир, счастье, братство людей - вот что нужно нам на этом свете! /Марк Твен / Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным и близким людям! /Максим Горький/ Все почести…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments